Практика показывает, что наибольшее количество вопросов у мастеров связано с технологией выполнения частичных ремонтов элементов, когда осуществляется т.н. окраска «переходом». Специалисты компании «Европроект», официального дистрибьютора красок «R-M», попробовали собрать воедино основные вопросы и рекомендации по выполнению этих работ.
Этап подготовки
В случае если ремонтируемый элемент после подкраски будет полностью покрыт лаком (для акриловых эмалей - лаком Uno Blending Clear), то место грунтования следует обработать бумагой градации Р600 по «мокрому» (или Р320 по «сухому»), а затем - Р1000 по «мокрому» (Р500 по «сухому»).
При работе ротационно-вибрационной машинкой (ход эксцентрика такой машинки должен быть небольшим - 3-5 мм) обязательно используйте мягкий шлифовальный диск. Если такой возможности нет - воспользуйтесь специальным диском-переходником, который смягчит используемый вами диск. Многие мастера недоверчиво относятся к самой возможности использования «сухой» технологии для окончательной подготовки поверхности к окраске, и особенно - окраски переходом. На самом деле, большинство западноевропейских сервисов по экологическим соображениям вообще не применяют технологии шлифования по «мокрому». И результаты их работы подтверждают возможность качественного ремонта при использовании сухого машинного шлифования.
После тонкого выведения плоскости весь ремонтируемый элемент обрабатывается серым матирующим войлоком К800. Эта работа будет значительно ускорена, а ее эффект - увеличен за счет применения матовочной пасты Siamat. В этом случае подготовка поверхности будет вестись не только механическим (за счет абразивного зерна войлока), но и химическим (за счет применения пасты) образом. Особое внимание на этом этапе работ следует уделять профилям и кромкам элемента: недостаточное матование этих мест может привести к потере адгезии и последующим сколам покрытия.
В случае выполнения окраски переходом с помощью Uno Spot 80 (как на акриловых эмалях, так и на бесцветных лаках) подготовке поверхности следует уделить максимальное внимание. Ведь даже небольшая ошибка на этом этапе может привести к образованию «ступеньки» между старым и новым покрытием. Для этого вида работ место грунтования обрабатывают, как указано выше, а остальная часть элемента обрабатывается полировальной пастой R-M Bril 852.
Одной из ошибок начинающего мастера на этом этапе работ является малая зона подготовки под нанесение новой эмали или лака (т.е. зона обработки полировальной пастой расположена очень близко к месту грунтования). Тогда слишком толстый слой нового покрытия ложится на зону подготовки Bril'ом, где, естественно, не имеет требуемой адгезии и при шлифовании скалывается, образуя ступеньку. В случае если вашего опыта еще недостаточно для визуального определения ремонтных зон при окраске переходом, советуем обозначать эти зоны при помощи фломастера или скотча на соседнем оклеенном элементе.
К такому же дефекту может привести и недостаточное обезжиривание зоны полирования пастой Bril 852. Остатки пасты препятствуют нормальному сцеплению нового покрытия со старым - при полировании получается ступенька.
Иногда в зону подготовки под нанесение Uno Spot 80 боковым напылом попадает базовая краска или контактная смесь. При полировании затем зоны перехода образуется видимая граница перехода. Перед нанесением лака обязательно пользуйтесь антистатической салфеткой для удаления напыла материалов в зону перехода.
Нанесение материалов
Технология нанесения зависит от цвета металлика. Для светлых тонов техническая литература рекомендует перед окраской покрывать ремонтируемый элемент плотным слоем контактной смеси (смесь ВС 100 и ВС 020 в пропорции 1:1). Рекомендуется не наносить контактную смесь на ремонтную зону (зону грунтования), ведь впереди нас ждет еще большое количество наносимых слоев, и существует большая опасность проявления «краевого эффекта». Он заключается в подрастворении края грунтовочного пятна большим количеством растворителя из последующих слоев. А чем больше количество слоев, тем больше растворителя, и тем выше опасность его воздействия на грунт.
С другой стороны, «работа» контактной смеси заключается в подготовке поверхности к принятию частиц покрытия в зоне напыла. Вот и применим ее именно в этой зоне, не расходуя напрасно на весь элемент.
При нанесении первого слоя любого покрытия на зону ремонта следует также не переусердствовать с толщиной слоя, стараясь поскорее перекрыть пятно грунта. Ведь опасность «краевого эффекта» по-прежнему существует. Кстати, чтобы этой опасности избежать, можно нанести на пятно грунта состав, включающий 80% ВС100 и 20% ВС020. Это, пожалуй, самый неагрессивный материал среди всех, используемых на этом этапе работ. После подобной «заклейки» опасной зоны, когда покрытие станет матовым, ремонт можно продолжить в соответствии с выбранной технологией. (Кстати, этот состав можно использовать и в других ситуациях, когда существует опасность «нестыковки» старого покрытия и используемого.)
В случае частичной окраски элемента иногда рекомендуют уменьшать давление в пистолете. Это верно лишь в той части, что позволяет уменьшить зону распыла ремонтных материалов (эмали, ремонтной смеси и т.д.), а также в случае окраски серебристым металликом. Особенно актуален этот совет для тех, кто работает пистолетами конвенциональной системы, давление распыления которых - более 3 атм. Эти пистолеты имеют достаточно большой распыл материалов, и мастеру, особенно с небольшим опытом, иногда просто не остается места на ремонтируемом элементе для окончания так хорошо начатого было перехода.
Вместе с тем, не следует увлекаться подобными регулировками, т.к. давление в пистолете может достаточно сильно повлиять на оттенок металлика, привести к дефекту «облачности» и другим неприятным последствиям. Например, приготовленная эмаль несколько темнее окрашиваемого элемента, но эту «разнооттеночность» мы планируем снивелировать качественным переходом. Однако, при уменьшении давления распыления получаемое покрытие металлика станет еще темнее. В этом случае возможна ситуация, когда даже переход не спасет вас от видимой границы ремонта.
Наилучшей рекомендацией в данном случае может стать использование пистолетов систем HVLP или Trans-Tech - таких как GTi105, GTi110. Их «мягкие» окрасочные факелы практически не создают «излишнего» напыла. Также удачным решением может быть использование пистолета DeVILBISS SRi, который как раз и предназначен для малых ремонтных работ и локальных ремонтов.
Последующие этапы
При использовании Uno Blending Clear или при полном лакеровании ремонтируемого элемента эти этапы отсутствуют.
В случае использования Uno Spot 80 в подкрашенной версии для устранения напыла можно применять даже наждачную бумагу градации 2000 - при правильной подготовке и соблюдении технологии нанесения ступенька не образуется. Если же вы закончили ремонт нанесением чистого Spot'а, то постарайтесь обойтись полированием зоны перехода полиролью - Bril 852 и Fine Bril: слой материала слишком тонок.
Иногда для исключения этапа последующего полирования весь элемент покрывают чистым Uno Spot 80. Это возможно в том случае, если элемент небольшой, и расходы на излишнее количество реактива целесообразны. Но помните, что в состав этого растворителя входит небольшое количество смолы, так что добавление 2 % отвердителя Н9000 обязательно!
Часто причиной возникновения видимой границы перехода может служить недостаточное высыхание лака. При 20 0С большинство лаков дает возможность полировки не ранее, чем через 24 часа, поэтому для локальных подкрасок рекомендуется использовать быстросохнущий лак Chronotop или прибегать к искусственной сушке покрытий.
При шлифовке зоны перехода (например, для достижения равномерности шагрени или снятия сорности) неопытные мастера могут перестараться и дойти до плотных слоев лака, который не был «размыт» при помощи Uno Spot 80. В этом случае, к сожалению, проявление видимой границы уже неисправимо.
Выбор технологии
Выбирая технологию устранения перехода с Uno Spot 80, помните: она не дает полной гарантии того, что в дальнейшем пресловутая ступенька не проявится. Вполне возможно, что после нескольких механических моек такое может случиться. Вызвано это тем, что любые лакокрасочные покрытия прочнее в своих верхних слоях: именно здесь частички вещества наиболее плотны. А чем глубже, тем прочность слоя ниже. (Именно этим можно объяснить тот факт, что каждое последующее «глубокое» полирование покрытия все менее и менее долговечно). При полировании зоны перехода мы срезаем верхнюю, наиболее прочную часть, и рискуем тем, что оставшееся покрытие после механического воздействия на него может «обнажить» все наши старания.
Однако, эта технология незаменима в тех случаях, когда нам необходимо отремонтировать, например, заднее крыло BMW, которое не имеет границы с задней стойкой и крышей автомобиля. Перекрашивать два задних крыла и крышу для устранения, скажем, небольшой царапины - непозволительная роскошь. Аналогичная ситуация с устранением небольших повреждений переднего свеса капота (сколы от попадания камней или повреждение от небольшого фронтального удара). В этом случае, несомненно, следует выбрать именно эту технологию: риск окупается огромной экономией средств.
Еще одной проблемой этой технологии является ремонт некоторых специфических цветов, таких, как, например, темно-синий. Именно на них при полировке перехода наиболее отчетливо могут проявиться нижние слои покрытия, которые в данном случае являются более светлыми (явление оседания белого, наиболее тяжелого пигмента). В этом случае зона перехода может выглядеть белесой. Выход здесь может быть один: переход необходимо выполнить с применением лака Uno Blending Clear, который, в свою очередь, должен быть «размыт» при помощи Uno Spot 80. В этом случае полирование бесцветного лака не приведет к осветлению зоны перехода.
Источник: журнал autoExpert №2`2004. При перепечатке ссылка на источник обязательна.
Этап подготовки
В случае если ремонтируемый элемент после подкраски будет полностью покрыт лаком (для акриловых эмалей - лаком Uno Blending Clear), то место грунтования следует обработать бумагой градации Р600 по «мокрому» (или Р320 по «сухому»), а затем - Р1000 по «мокрому» (Р500 по «сухому»).
При работе ротационно-вибрационной машинкой (ход эксцентрика такой машинки должен быть небольшим - 3-5 мм) обязательно используйте мягкий шлифовальный диск. Если такой возможности нет - воспользуйтесь специальным диском-переходником, который смягчит используемый вами диск. Многие мастера недоверчиво относятся к самой возможности использования «сухой» технологии для окончательной подготовки поверхности к окраске, и особенно - окраски переходом. На самом деле, большинство западноевропейских сервисов по экологическим соображениям вообще не применяют технологии шлифования по «мокрому». И результаты их работы подтверждают возможность качественного ремонта при использовании сухого машинного шлифования.
После тонкого выведения плоскости весь ремонтируемый элемент обрабатывается серым матирующим войлоком К800. Эта работа будет значительно ускорена, а ее эффект - увеличен за счет применения матовочной пасты Siamat. В этом случае подготовка поверхности будет вестись не только механическим (за счет абразивного зерна войлока), но и химическим (за счет применения пасты) образом. Особое внимание на этом этапе работ следует уделять профилям и кромкам элемента: недостаточное матование этих мест может привести к потере адгезии и последующим сколам покрытия.
В случае выполнения окраски переходом с помощью Uno Spot 80 (как на акриловых эмалях, так и на бесцветных лаках) подготовке поверхности следует уделить максимальное внимание. Ведь даже небольшая ошибка на этом этапе может привести к образованию «ступеньки» между старым и новым покрытием. Для этого вида работ место грунтования обрабатывают, как указано выше, а остальная часть элемента обрабатывается полировальной пастой R-M Bril 852.
Одной из ошибок начинающего мастера на этом этапе работ является малая зона подготовки под нанесение новой эмали или лака (т.е. зона обработки полировальной пастой расположена очень близко к месту грунтования). Тогда слишком толстый слой нового покрытия ложится на зону подготовки Bril'ом, где, естественно, не имеет требуемой адгезии и при шлифовании скалывается, образуя ступеньку. В случае если вашего опыта еще недостаточно для визуального определения ремонтных зон при окраске переходом, советуем обозначать эти зоны при помощи фломастера или скотча на соседнем оклеенном элементе.
К такому же дефекту может привести и недостаточное обезжиривание зоны полирования пастой Bril 852. Остатки пасты препятствуют нормальному сцеплению нового покрытия со старым - при полировании получается ступенька.
Иногда в зону подготовки под нанесение Uno Spot 80 боковым напылом попадает базовая краска или контактная смесь. При полировании затем зоны перехода образуется видимая граница перехода. Перед нанесением лака обязательно пользуйтесь антистатической салфеткой для удаления напыла материалов в зону перехода.
Нанесение материалов
Технология нанесения зависит от цвета металлика. Для светлых тонов техническая литература рекомендует перед окраской покрывать ремонтируемый элемент плотным слоем контактной смеси (смесь ВС 100 и ВС 020 в пропорции 1:1). Рекомендуется не наносить контактную смесь на ремонтную зону (зону грунтования), ведь впереди нас ждет еще большое количество наносимых слоев, и существует большая опасность проявления «краевого эффекта». Он заключается в подрастворении края грунтовочного пятна большим количеством растворителя из последующих слоев. А чем больше количество слоев, тем больше растворителя, и тем выше опасность его воздействия на грунт.
С другой стороны, «работа» контактной смеси заключается в подготовке поверхности к принятию частиц покрытия в зоне напыла. Вот и применим ее именно в этой зоне, не расходуя напрасно на весь элемент.
При нанесении первого слоя любого покрытия на зону ремонта следует также не переусердствовать с толщиной слоя, стараясь поскорее перекрыть пятно грунта. Ведь опасность «краевого эффекта» по-прежнему существует. Кстати, чтобы этой опасности избежать, можно нанести на пятно грунта состав, включающий 80% ВС100 и 20% ВС020. Это, пожалуй, самый неагрессивный материал среди всех, используемых на этом этапе работ. После подобной «заклейки» опасной зоны, когда покрытие станет матовым, ремонт можно продолжить в соответствии с выбранной технологией. (Кстати, этот состав можно использовать и в других ситуациях, когда существует опасность «нестыковки» старого покрытия и используемого.)
В случае частичной окраски элемента иногда рекомендуют уменьшать давление в пистолете. Это верно лишь в той части, что позволяет уменьшить зону распыла ремонтных материалов (эмали, ремонтной смеси и т.д.), а также в случае окраски серебристым металликом. Особенно актуален этот совет для тех, кто работает пистолетами конвенциональной системы, давление распыления которых - более 3 атм. Эти пистолеты имеют достаточно большой распыл материалов, и мастеру, особенно с небольшим опытом, иногда просто не остается места на ремонтируемом элементе для окончания так хорошо начатого было перехода.
Вместе с тем, не следует увлекаться подобными регулировками, т.к. давление в пистолете может достаточно сильно повлиять на оттенок металлика, привести к дефекту «облачности» и другим неприятным последствиям. Например, приготовленная эмаль несколько темнее окрашиваемого элемента, но эту «разнооттеночность» мы планируем снивелировать качественным переходом. Однако, при уменьшении давления распыления получаемое покрытие металлика станет еще темнее. В этом случае возможна ситуация, когда даже переход не спасет вас от видимой границы ремонта.
Наилучшей рекомендацией в данном случае может стать использование пистолетов систем HVLP или Trans-Tech - таких как GTi105, GTi110. Их «мягкие» окрасочные факелы практически не создают «излишнего» напыла. Также удачным решением может быть использование пистолета DeVILBISS SRi, который как раз и предназначен для малых ремонтных работ и локальных ремонтов.
Последующие этапы
При использовании Uno Blending Clear или при полном лакеровании ремонтируемого элемента эти этапы отсутствуют.
В случае использования Uno Spot 80 в подкрашенной версии для устранения напыла можно применять даже наждачную бумагу градации 2000 - при правильной подготовке и соблюдении технологии нанесения ступенька не образуется. Если же вы закончили ремонт нанесением чистого Spot'а, то постарайтесь обойтись полированием зоны перехода полиролью - Bril 852 и Fine Bril: слой материала слишком тонок.
Иногда для исключения этапа последующего полирования весь элемент покрывают чистым Uno Spot 80. Это возможно в том случае, если элемент небольшой, и расходы на излишнее количество реактива целесообразны. Но помните, что в состав этого растворителя входит небольшое количество смолы, так что добавление 2 % отвердителя Н9000 обязательно!
Часто причиной возникновения видимой границы перехода может служить недостаточное высыхание лака. При 20 0С большинство лаков дает возможность полировки не ранее, чем через 24 часа, поэтому для локальных подкрасок рекомендуется использовать быстросохнущий лак Chronotop или прибегать к искусственной сушке покрытий.
При шлифовке зоны перехода (например, для достижения равномерности шагрени или снятия сорности) неопытные мастера могут перестараться и дойти до плотных слоев лака, который не был «размыт» при помощи Uno Spot 80. В этом случае, к сожалению, проявление видимой границы уже неисправимо.
Выбор технологии
Выбирая технологию устранения перехода с Uno Spot 80, помните: она не дает полной гарантии того, что в дальнейшем пресловутая ступенька не проявится. Вполне возможно, что после нескольких механических моек такое может случиться. Вызвано это тем, что любые лакокрасочные покрытия прочнее в своих верхних слоях: именно здесь частички вещества наиболее плотны. А чем глубже, тем прочность слоя ниже. (Именно этим можно объяснить тот факт, что каждое последующее «глубокое» полирование покрытия все менее и менее долговечно). При полировании зоны перехода мы срезаем верхнюю, наиболее прочную часть, и рискуем тем, что оставшееся покрытие после механического воздействия на него может «обнажить» все наши старания.
Однако, эта технология незаменима в тех случаях, когда нам необходимо отремонтировать, например, заднее крыло BMW, которое не имеет границы с задней стойкой и крышей автомобиля. Перекрашивать два задних крыла и крышу для устранения, скажем, небольшой царапины - непозволительная роскошь. Аналогичная ситуация с устранением небольших повреждений переднего свеса капота (сколы от попадания камней или повреждение от небольшого фронтального удара). В этом случае, несомненно, следует выбрать именно эту технологию: риск окупается огромной экономией средств.
Еще одной проблемой этой технологии является ремонт некоторых специфических цветов, таких, как, например, темно-синий. Именно на них при полировке перехода наиболее отчетливо могут проявиться нижние слои покрытия, которые в данном случае являются более светлыми (явление оседания белого, наиболее тяжелого пигмента). В этом случае зона перехода может выглядеть белесой. Выход здесь может быть один: переход необходимо выполнить с применением лака Uno Blending Clear, который, в свою очередь, должен быть «размыт» при помощи Uno Spot 80. В этом случае полирование бесцветного лака не приведет к осветлению зоны перехода.
Материал подготовлен
при содействии компании «Европроект»
при содействии компании «Европроект»
Источник: журнал autoExpert №2`2004. При перепечатке ссылка на источник обязательна.